• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Удав. Глава IV

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    IV 

    Наутро вычистил Буль-де-Нэжа. Как раз кончал, тут входит Голуа. Он поздоровался с лошадкой, потом со мной и сразу же потянул меня вон:

    -- Идем, я вас представлю вашему партнеру! Мировой аттракцион. Это, действительно, европейский номер. Король реки Конго.

    Он порылся в кармане, достал ключ и открыл дверь. На меня из темноты пахнуло теплом и сыростью. Голуа повернул выключатель, и я увидел посреди комнаты большую плоскую клетку. Голуа молчал и остро взглядывал черными глазками то на меня, то на клетку. Клетка мне сразу показалась пустой. Но вдруг я увидел, что на полу этой клетки, как изогнутое бревно, лежала змея. Я дрогнул. Голуа резко свистнул сквозь зубы. Змея повернулась и, шурша кольцом о кольцо, тяжело стала перевивать тело и потянулась головой к дверке.

    -- Ле боа! -- сказал Голуа и указал мне рукой на клетку.

    Это, действительно, был удав. Не удав, а удавище. Я не мог сразу определить его длины; но он был толст и упитан, и во всех его поворотах чувствовалась сила, как будто тяжелая литая резина растягивается и сбегается в кольца. Змея уставилась неподвижно черными блестящими глазами. В этих глазах был один блеск и никакого выражения; тупой и спокойный идиот глядел на меня. Но я не мог оторваться от этих блестящих, как стеклярус, глаз и тут почувствовал, что какая-то неумолимая и жестокая власть глядит на меня из этих черных блесток. Я уж не считал его идиотом, а все глядел, глядел не отрываясь.

    -- А? Не правда ли, Король? Король лесов, Король Конго. Вы восхищены, я вижу, -- сказал Голуа. -- Ну, довольно. -- Он повернул меня к двери и погасил свет.

    -- Работать с таким красавцем -- это, конечно, счастье. Как вы ни одевайтесь, вы не заставите глядеть на себя тысячный зал, глядеть, затаив дух. Но если вы выйдете с таким прекрасным чудовищем, вы покорили свет. Публика задохнется от восторга, от трепета. Вы понимаете, что это может вам дать? И вы, месье Мирон, вы будете артист, а я ассистент!

    Но я ничего не мог отвечать. Я не мог стряхнуть оцепенения и страха, что остался у меня от этих глаз удава. Мне казалось, что за нами шуршит его тяжелое тело. А когда я взглянул в черные глаза Голуа, то даже вздрогнул: удав! Такие же черные, блестящие дырки, и такие же пристальные, и он ими жмет, гвоздит, когда говорит.

    В это время подошел к нам конюх Савелий.

    -- Иди, Мирон, живо в местком. Требуют. Сейчас!

    У меня вдруг сердце упало. В месткоме будут спрашивать, спросят документы, паспорт, хоть что-нибудь, а у меня ничего, совершенно ничего, никакой бумажонки. Сказать -- потерял? Но тогда надо заявлять в милицию, а милиция наведет справки по месту жительства, а там в Тверской губернии сидит в деревне настоящий Мирон Корольков. Все узнается, и я пропал, пропал!

    Голуа пристально глядел на меня сбоку своими блестящими дырками. Я со злобой вырвал свою руку -- он всегда брал меня под руку -- и бросился в конюшню искать Осипа. А Савелий кричал мне вдогонку:

    -- Куда ты? Наверх, сюда. Тута местком.

    Осипа не было в конюшне, его совсем не было в цирке: его послали принимать опилки. Что же делать? Я вошел в стойло к Буль-де-Нэжу и без надобности расплетал и заплетал косички на его гриве. А Савелий нашел меня и кричал на всю конюшню:

    -- Да брось ты стараться, иди, не будут там ждать тебя до вечера.

    -- А что там им надо? -- спросил я нарочно сердитым голосом.

    -- Да идем! Там увидишь.

    Я пошел с Савелием. Я смотрел по сторонам, куда бы юркнуть, и вдруг решил: будь, что будет, -- как будто снова я поставил на карту последний червонец.

    В месткоме сидели наш конторщик и билетерша. Голуа стоял тут же, хмурый. Зло глядел на билетершу и бил себя хлыстиком по голенищу.

    -- Каки наши бумаги?

    -- Ну, книжка союзная. Но билетерша вмешалась:

    -- Какой вы странный! Человек только что из деревни... а потом ведь лично у Голуа. Тут главное, чтобы страховка. Спросите, Корольков, вашего хозяйчика: что же он, намерен вас страховать?

    Все слушали, как я спрашивал по-французски Голуа.

    -- Нон! Нон! -- закричал француз. -- Артист! Вы артист. Артист сам лезет туда, под купол цирка, и он берет плату за свой риск, он сам себя страхует. Почему один артист должен страховать другого? Нелепость. Нет, нет.

    -- Ага! Не хочет! -- закричала билетерша. -- Ни черта, товарищ, мы ему все это вклеим. Тут тебе ЭС! ЭС! ЭС! ЭР! -- крикнула билетерша в лицо французу.

    Я боялся, что она ему язык покажет. У француза хлыст так и прыгал в руке.

    -- На, на! Пиши анкету. -- Билетерша тыкала мне в руки лист. -- Пиши, товарищ, и не я буду -- через неделю будет книжка союзная! Пусть тогда покрутится. Валютчики!

    Я схватил лист, сложил и запрятал в карман.

    -- Вечерком вам в кассу занесу. Мне надо толком, я по этому делу не мастер.

    Я поклонился и вышел в двери. Прошел три шага и побежал, во всю прыть побежал в конюшню.

    -- Мирон! Мирон! -- кричал сзади Голуа. Кричал тем голосом, что на собак.

    Вечером я сказал Осипу все, как было. Это был теперь один человек во всем мире, кому я мог ни слова не врать. Я спросил чернил и корявым, полуграмотным почерком заполнил анкету. Выходило, что до революции я служил конюхом у разных господ, потом меня мобилизовали, и я попал во Францию. Там остался военнопленным и после революции вернулся к себе в деревню -- в Тверскую губернию, в Осташковский уезд. Женат, двое детей: Сергей и Наталья. Мне было приятно вписать эту правду в анкету.

    -- Вы волнуетесь? Ничего. Привычка. Бояться змей -- предрассудок дикаря, простите меня. Вы будете здесь топить каждый день. Король любит тепло. И вы подружитесь, я вижу. -- И Голуа снова метнул на меня черными глазами. -- Вот тут дрова, здесь термометр. Не ниже семнадцати градусов. Вот вам ключ. Адьё.

    Француз выскочил. Я остался наедине с Королем -- Ле Руа, как звал его Голуа по-французски. Я старался не глядеть на эту тяжелую гадину, я осторожно прошел в угол к печке, нашел трубу и взялся за дрова. Но я все время чувствовал за спиной это тяжелое, длинное тело, и мне поводило спину: казалось, что удав глядит на меня своими магическими стекляшками. Я раскрыл печь, уселся на полу и стал глядеть на веселый березовый огонь. Поленья густым бойким пожаром гудели в печке. Вдруг я оглянулся. Сам не знаю почему, я сразу повернул голову. И я сейчас же увидел два глаза: блестящие и черные. Змея тянулась к огню и не мигая глядела. "Может быть, не на меня вовсе?" -- подумал я. Я встал и отошел в сторону. Удав, медленно шурша кольцами, перевился и повернул голову ко мне.

    -- Да неужели я трушу? -- сказал я шепотом. -- Настоящий конюх Мирон только б смеялся.

    Я подошел к самой клетке и уперся глазами в черные стекляшки.

    И вдруг я почувствовал, что вот еще секунда -- и я оцепенею, замру и больше не двинусь, как в параличе.

    Я встряхнулся и со всех ног отбежал в угол. Я ушел вон и вернулся через час. Не зажигая огня, я на ощупь закрыл трубу и запер на ключ комнату. 

     

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    Разделы сайта: