• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Дворец пионеров

    Дворец пионеров 

    МЫ ПОШЛИ К ПИОНЕРАМ

    Бабушка стала шляпу надевать и сказала, что я тоже пойду.

    А Клавдя стала на меня шапку надевать. И ещё поправляет. И приговаривает:

    — Не вертись, егоза какая!

    А я шапку сорвал и сам надел нарочно на самые глаза.

    А Клавдя стала скакать на ножке и на меня пальцем тыкать.

    И стала петь:

    — Ага, ага, ага!

    Бабушка взяла меня за руку. А Клавде сказала, чтоб уходила. Мы с Петром Викторовичем пошли вниз по лестнице. А Клавдя стала к себе звонить.

    Пётр Викторович спрашивает бабушку:

    — Это что же за мальчик такой?

    Бабушка сказала:

    — Внук.

    А он опять спрашивает:

    — А почему же он такой сердитый?

    Бабушка говорит:

    — Разве сердитый? — и посмотрела, что у меня шапка на глаза.

    И сказала:

    — Не дурачься, надень как следует.

    Я не хотел. И нарочно вертел головой.

    А Пётр Викторович поправил и прихлопнул сверху ладошкой.

    — Вот, теперь хорошо.

    Он взял меня за руку. А я другой рукой за перила. Он меня вверх поддёргивал. И я очень высоко скакал. И потом стал смеяться.

    А когда вышел на улицу, я сказал, что меня зовут Алёша.

    И потом спросил:

    — А вы мальчик или дядя?

    Пётр Викторович сказал, что он дядя и художник. А художник — это значит, что очень хорошо умеет рисовать всякие картинки: и чтоб смотреть и чтоб вырезать.

    Бабушка сказала:

    — Вот придём во Дворец, там увидишь. Пётр Викторович тебя научит вырезать.

    Я сказал:

    — Какой дворец?

    А Пётр Викторович говорит:

    — Это Дворец пионеров. Там мальчики и девочки рисуют, вырезают и танцуют. И там их учат играть на рояле и на трубе тоже. А потом учат их стрелять из ружей и петь, и они там сами делают лодочки, и паровозики, и вагончики тоже.

    А потом там есть ещё игрушки, которые сами ходят. И там Пётр Викторович будет им показывать, как делать из бумаги аэропланчики, которые летают, а бабушка их научит делать себе варежки. И ещё всякое интересное.

    Мне очень захотелось, чтоб скорей туда. А бабушка остановилась и стала яблоки покупать.

    Я стал кричать:

    — Я не хочу яблок! Скорей идём!

    Бабушка взяла и сказала:

    — Я вовсе не тебе яблоки покупаю, а Петру Викторовичу и себе. А ты не ешь, пожалуйста. А главное, не кричи на всю улицу.

    Я рассердился на бабушку. А она всего два яблока и купила. Только большие-пребольшие. И дала одно Петру Викторовичу.

    Он положил в карман и сказал мне тихонько:

    — Потом съедим. 

    ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ

    Пётр Викторович пошёл очень скоро. И меня за руку потянул.

    И вдруг он говорит:

    — Смотри!

    Я посмотрел и вижу — дом. И ступеньки. А там дверь. А около дома стоят два мальчика. И трубят в трубы. Только они ничего не трубят, потому что они каменные. И они очень большие и серые. Я сразу узнал, что это пионеры. Потому что они с трубами.

    Я стал кричать:

    — А я знаю! А я знаю! Пионеры! Пионеры!

    Пётр Викторович закричал:

    — А ну, бегом!

    И мы побежали через улицу. И прямо в этот дом.

    Это и был Дворец пионеров.

    Мы вошли, а там большая комната. В ней столбы. Они не круглые, а с углами. И на этих столбах сделаны картинки. Там девочки, и мальчики, и звери тоже.

    А Пётр Викторович говорит:

    — Потом посмотришь. Теперь вытирай скорей ноги.

    И мы пошли, где вешалки. И я там отдал тётеньке шапку. И Пётр Викторович свою шапку тоже отдал.

    Там много-много вешалок. И они отгорожены длинным столом.

    Я посмотрел и закричал:

    — А я знаю! Семь и семь.

    Тётенька засмеялась. И Пётр Викторович тоже засмеялся. И сказал:

    — Верно, верно. Только надо говорить: семьдесят семь и ещё — не кричать.

    Я не стал кричать и услыхал, что играют на трубах. Только не знал, где.

    А потом была большая лестница. И я хотел туда идти. Потому что очень красиво. И около лестницы стоят деревья. Они в зелёных кадках, а в кадках — земля. Деревья оттуда и растут.

    А вдруг кто-то крикнул:

    — Алёша, Алёша!

    Я оглянулся. А это бабушка.

    Она говорит:

    — Чего же вы убежали?

    Я сказал, что очень хочу игрушки, которые сами ходят. И потом вырезать аэропланчики, которые сами летают. 

    ТОНЯ

    Я хотел идти туда, где лестница. А бабушка пошла со мной совсем не на лестницу, а вбок, в комнату. И Пётр Викторович тоже.

    Там сидели какие-то тётеньки.

    Они вскочили и стали говорить:

    — Ах, Марья Васильевна! Ах, как хорошо! Ах, какой мальчик!

    Всё «ах, ах» говорили.

    И бабушка стала с ними что-то быстро говорить.

    А Пётр Викторович посадил меня на диван и сам сел рядом.

    — Ты успокойся. Мы сейчас пойдём смотреть игрушки. А сначала яблоки съедим.

    Достал это большое яблоко, которое бабушка дала. Потом ножичек из кармана. Очистил яблоко, и мы стали есть очень интересно. Потому что он вырезал из яблока лодочки, кубики и кружочки.

    И все смеялись, потому что Пётр Викторович очень смешной.

    Вдруг в дверь постучали.

    Прибежала девочка, больше Клавди, и у ней на шее красный галстук, как у пионеров. Она побежала к бабушке и что-то ей говорила очень быстро.

    Я думал, что не по-русски, а это она по-русски. Только так скоро, что все засмеялись. А бабушка сказала:

    — Тоня, ты не все слова сразу, а по очереди.

    А Тоня не стала больше говорить и стала очень красная. И потянула бабушку за руку. Прямо со всей силы.

    Бабушка так боком и пошла, потому что не могла устоять. И ничего не успела договорить. А крикнула:

    — Алёшка, идём!

    И мы все пошли на лестницу. Тоня меня за руку вела. Бабушка за другую.

    Мы пошли по лестнице на самый верх.

    А другие девочки смотрели на нас, как мы идём.

    И все говорили:

    — Здравствуйте, Марья Васильевна!

    И ещё говорили:

    — Тоня, кто это такой? Какой маленький!

    А Тоня тоже им говорила. Она очень скоро говорила, и я не понимал, что она говорит.

    Девочки кричали:

    — Что? Что? Тоня, что?

    А Тоня стала рукой махать.

    Тут мы пришли в комнату. Очень большую, прямо как на вокзале. И там много-много стульев. На стульях сидели девочки и мальчики и смотрели, как говорил один большой. Там пол был выше, чем у нас, где стулья. Потом мы пришли в комнату, где стоит рояль, и там мальчик учился играть. И тётенька сидела рядом. Это для того, чтобы его учить.

    Я сказал бабушке, чтоб меня тоже учить.

    Бабушка сказала, что я маленький. И что мне можно играть только в игрушки.

    А когда мне будет восемь лет, меня тоже будут учить играть на рояле. 

    КАК МЫ ПТИЧЕК ДЕЛАЛИ

    А потом мы пошли по лестнице в самый низ. И мы пришли в комнату. В этой комнате все стульчики маленькие, и все столы маленькие, и все скамеечки маленькие. Они такие маленькие, как у меня дома есть стулик, на котором я сижу.

    Мальчики сидели около стола, и Пётр Викторович показывал, как складывать бумагу и потом вырезать, чтоб вышла птичка. Мальчики вырезали, и выходила птичка. Если её снизу подёргать, то она машет крылышками.

    И все мальчики сделали таких птичек. И мне захотелось такую. Я схватил одного мальчика за руку и закричал:

    — Дай, дай!

    А потом сказал:

    — Пожалуйста.

    А мальчик птичку поднял совсем вверх и сказал:

    — Ишь, какой! Возьми да сделай.

    Тогда я заплакал. А на меня никто не глядел.

    Все мальчики кричали и дёргали птичек. И птички махали крылышками. Мальчики говорили:

    — А моя вон как!

    — А моя ещё лучше!

    — А моя шибче!

    — А я ещё бегать могу!

    И побежал. А они всё равно не глядели. Я их стал нарочно хлопать руками, когда бегал. Один мальчик сказал:

    — Ты что дерёшься?

    Я его хотел опять хлопнуть. И вдруг Пётр Викторович меня поймал и говорит:

    — На тебе птичку.

    А я махал руками и нарочно хлопнул по птичке. Птичка упала на пол, а я убежал и всё махал руками. И вдруг увидел бабушку. Она с девочками и мальчиками сидела у низенького столика.

    Бабушка застучала ножницами по столу и сказала очень громко:

    — Алёша, сейчас же ко мне! 

    КАК МЫ КОВРИКИ ДЕЛАЛИ

    Я увидал мальчиков. Они качались на очень больших лошадях. Я убежал туда и схватил одну лошадь за хвост. Она не стала качаться. Мальчик рассердился и крикнул:

    — Пусти!

    А я не пускал. Тогда он стал слезать. И говорил:

    — Ну, погоди! Ну, погоди!

    А я со всей силы закрыл глаза и крепко-прекрепко стал держать хвост. Я думал, мальчик начнёт меня тащить или бить, чтоб я пустил.

    А меня взяли за плечо. И это бабушка. Она сказала:

    — Перестань сейчас же безобразничать!

    И за плечо увела меня к столику, где сидели мальчики и девочки. Посадила на скамеечку и села со мной. А там девочки и мальчики вырезали из бумаги тесёмочки: красные, белые и всякие. А потом из тесёмочек делали коврики и радовались. Я сначала не хотел, а потом тоже стал вырезать тесёмочки. Только очень криво. Бабушка сказала, чтоб я потихонечку. Я стал потихонечку и вырезал одну красную совсем хорошо. Потом ещё зелёную. Тоня всё говорила, а мальчики смеялись, что она непонятно говорит.

    Бабушка сказала Тоне, чтоб она потихоньку говорила, а то мы не станем понимать. И пусть скажет как надо. И все её стали передразнивать и смеялись. Тоня стала понемногу говорить, как будто читает. И тогда мы понимали. И всё ей давали: и ножницы, и бумагу, и бумажные тесёмочки давали, и всё, что она просила. 

    КАК МЫ ЗАПУСКАЛИ АВТОМОБИЛЬЧИКИ

    — Пойдём, Алёша, заводные автомобильчики пускать.

    Я сказал:

    — Почему заводные?

    Он сказал, что их ключиком заводят. И они сами бегают. У них в серединке машинка.

    Один мальчик сказал:

    — Я тоже хочу.

    И мы пошли. А когда Пётр Викторович завёл и пустил, я сказал:

    — Я знаю. Это не автомобильчик, а танк.

    Он был зелёный. Сверху башня. А из башни выходит пушка. А сбоку у танка ключик. Надо сначала ключиком повертеть, а потом поставить на пол.

    И тому мальчику, что с нами пошёл, Пётр Викторович тоже дал танк. Такой же, как мне.

    Мы сели на пол и стали пускать танки. Я на его танк, а он на мой: чтоб столкнулись. А они не попадали. И пробегали мимо. Мы их ловили и опять запускали. И потом они попадали. Они как столкнутся, так — трах! И один упадёт. Совсем набок. Лежит и жужжит. Это в нём машинка жужжит. А потом пускали танки вместе. У кого скорей. Только я не мог заводить. И мне другой мальчик заводил.

    Потом Пётр Викторович показывал вагончики и паровозики из бумаги. И танки тоже. И аэропланчики. Это мальчики-пионеры наделали. Он пускал аэропланчики, так они через всю комнату перелетали. И даже через тех мальчиков, которые на лошадях качались. Мы потом аэропланчики приносили, и Пётр Викторович опять их запускал.

    И он сказал, что всех научит, как такие аэропланчики делать. И мы стали кричать, чтоб сейчас научил. Он сказал, чтоб приходили завтра. 

    КАК Я КАТАЛСЯ НА ЛОШАДИ

    Потом пришла тётя и сказала, что она будет учить, как петь песню. Кто хочет петь, пусть идёт.

    Мальчики слезли с лошадей и сказали, что хотят петь.

    А я скорей побежал к лошадям.

    Я никак не мог влезть, потому что высоко.

    Тоня прибежала, и тогда я сел, потому что она меня подняла. На лошади было очень высоко, и я испугался.

    А потом стал болтать ногами. И лошадь стала немножко качаться. А потом немножко больше. Я совсем не стал бояться. И ещё сильнее стал раскачивать.

    Лошадь даже вперёд пошла, как у мальчиков. Я стал радоваться и стал кричать:

    — Го, го! Но, но!

    А потом стал кричать:

    — Берегись! Берегись!

    И стал падать. А не упал. Потому что я руками очень сильно ухватился.

    Я стал кричать:

    — Тоня! Тоня!

    А она не шла.

    — Бабушка!

    И услыхал, что бабушка идёт. Тогда я заплакал.

    Бабушка меня сняла и спросила:

    — Разве ты ушибся? Ну, так чего же ты плачешь?

     

    КАК ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗАЙЧИКОВ

    Бабушка сказала, что скоро пойдём и не будем смотреть, как девочки и мальчики будут представлять. Я спросил, как это «представлять». Бабушка сказала, что девочки и мальчики наденут такие костюмы и шапочки, что будут зайчиками, уточками, свинками. И будут играть, как будто они на самом деле такие. Только будут говорить по-человечьи.

    Я сказал, что я не хочу домой и буду смирно сидеть. И я смирно сидел, а Тоня и ещё девочки и мальчики учились, как рукавички делать. Сначала они из бумаги вырезали, а потом из материи. И шили иголками. И выходила совсем как варежка.

    А потом пришли две тёти. А с ними девочки, большие, как Тоня, и мальчики, тоже большие. И они стали надевать на себя мордочки и всякие штанишки с хвостиками. И с красными ножками. И шапочки были с ушами, а потом ещё с длинными носами, как у птицы. И все стали как птицы, а другие — как зайчики. А ещё были как свинки. И они вдруг забегали. Я пошёл смотреть. А одна птица прямо на меня. И хотела заклевать длинным носом.

    «ай» и побежал к бабушке. А все стали радоваться и смеяться.

    А тётенька сказала:

    — Лена, не шали. Будем начинать.

    Вышел сначала мальчик и стал говорить. А я ничего не понял. Потому что он как-то не так говорил. Бабушка сказала, что это не по-русски и что здесь говорят по-украински. И что я потом привыкну. Потом выходили птицы, и у них на руках крылья. Они хлопали крыльями и тоже что-то говорили. И зайчики тоже говорили. А потом тётенька заиграла на рояле, и зайчики стали прыгать. Они очень высоко прыгали и болтали ушками.

    Я стал смеяться. Они сначала танцевали, а потом запели. И опять танцевали. А потом перестали.

    — Ещё, ещё!

    Бабушка сказал мне, чтоб я замолчал. И мы с бабушкой пошли. И я, когда шёл, погладил одну птицу, потому что я с бабушкой не боялся.

    А Тоня за нами побежала, взяла меня за руку и сказала, что она меня будет одевать.

    А я сказал:

    — Ха-ха! У меня одна шапка.

    Бабушка дала мне железный кружочек, где написано семьдесят семь, и сказала, чтобы я взял у тётеньки шапку. Я дал и забыл, как это сказать: «семьдесят семь».

    А она посмотрела и раньше меня сказала:

    — Семьдесят семь.

    А я ей сказал:

    — Сам знаю, что семьдесят семь.

    Тётенька дала мне шапку и сказала что-то, только непонятно, потому что по-украински.

    Тоня сказала мне «до свиданья» и сказала «приходи к нам».

    Мы с бабушкой сели на трамвай и поехали домой. 

    Я НА ВЕЛОСИПЕДЕ КАТАЛСЯ И СТРЕЛЯЛ ИЗ РУЖЬЯ

    немного мог. Я очень падал, только не плакал. А бабушка смотрела, как я катаюсь.

    Потом мне дали ружьё. Оно стреляет палочкой. И мы с Клавдей стреляли в мишку. Он сидел, а когда мы попадали, он падал; мы его опять сажали. Потом Клавдя опять заряжала ружьё палочкой, и мы опять стреляли. А другие мальчики катали шар и сбивали деревянные столбики — кегли.

    А потом все мальчики относили игрушки назад, к тётеньке в комнату, потому что игрушки дают не насовсем, а поиграть. Мы с Клавдей потом тоже кегли брали и катали шар, чтобы их сбивать. Я тоже один раз попал.

    А Клавдя сбила три сразу и хлопала в ладоши и кричала:

    — Ага, ага!

    — это чтобы стрелами стрелять и попадать в кружок. Это тоже маленьким не дают, а то маленькие нечаянно всех застрелят, даже больших.

    Разделы сайта: