• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Ивич Александр. Воспитание поколений.
    Заметки о детских стихах С. Маршака. Глава 8

    8

    Это было время, когда советский народ жил вдохновенным трудом первой пятилетки. Строители Магнитогорска, Днепрогэса, Кузнецка были героями тех лет. В напряженной борьбе с природой, в несокрушимом стремлении к созиданию, в перекличке социалистического соревнования, рушившего вековые навыки подневольного труда, ковался облик нового человека.

    Вести со строительств, лаконичные и строгие, как фронтовая сводка, читались в каждом городе, в каждом селе с волнением и жадностью — как фронтовая сводка. Нигде и никогда прежде так ясно не проявлялись героизм и поэзия труда, как в эти годы. Память о них драгоценна для каждого из нас.

    Как же было не приобщить детей к этому трудному счастью творчества, не раскрыть перед ними величия и поэтичности событий? Как было не подумать о необходимости дать завтрашнему строителю рельефный, верно окрашенный рассказ о сегодняшних делах отцов?

    М. Ильин в «Рассказе о великом плане» говорил с детьми о размахе созидательной работы советского народа, показывал её масштабы и напряжение. Гайдар написал, как проникает шум стройки в «дальние страны», рождая новую жизнь в глухих углах.

    Маршак, мобилизовав всю динамичность, ударную силу своего стиха, дал детям строки, которые, раз прочитав, они запомнили навсегда:

    Человек сказал Днепру:
    — Я стеной тебя запру.
    Ты
    С вершины
    Будешь
    Прыгать,
    Ты
    Машины
    Будешь
    Двигать!

    — Нет, — ответила вода,
    — Ни за что и никогда.

    Словно из глыб, накрепко пригнанных одна к другой, сложены эти строки. Напряжение борьбы, непреклонность строителей, уверенная поступь машин, грозный рокот Днепра — всё, что составляет содержание следующих эпизодов «Войны», уже заключено в чётком маршевом ритме, в весомости каждого слова вступительных строк или, вернее, предвещано ими.

    Изображение зрительно отчётливое, как рисунок, наполнено движением, как кинематографический фильм.

    Силу, рабочее напряжение мощных механизмов передаёт тяжёлая поступь стиха:

    Идёт
    Бурилыщик,
    Точно слон.
    От ярости
    Трясётся он.


    Звенит
    И бьёт без промаха
    В гранит.

    Здесь все бьёт без промаха в одну точку — и графическая разбивка строк, подчёркивающая значительность каждого слова, и как бы физическая весомость самих слов — слон, ярость, гранит.

    Картина сменяется другой, и резко меняется ритм — ямб переходит в хорей. Быстрее темп, «легче» слова — стих передает теперь не грандиозность, тяжеловесность, а спешность работы:

    Где вчера качались лодки,
    — Заработали лебёдки.
    Где шумел речной тростник,
    — Разъезжает паровик.

    Снова меняется стих: торжественным балладным зачином — балладным и в то же время сказочным — начинается перекличка правого берега с левым.

    На Днепре сигнал горит —
    Левый берег говорит…
    ……………………………………
    За Днепром сигнал горит —
    Правый берег говорит…

    А в самой перекличке отчётливо слышны два голоса, так же как в изображении работы машин.

    Левый берег:

    — Заготовили бетона
    Триста тридцать три вагона,
    Девятьсот кубов земли
    На платформах увезли.

    А правый:


    Каждый деррик,
    Каждый кран
    И каждый лом
    Строят
    Солнце
    Над Днепром.

    Это ощущение другого голоса создано изменением синтаксического строения (подчеркнутый повтор слова «каждый» в речи правого берега) и небольшим сдвигом ритмического движения в последних приведённых строках (здесь все четыре стопы хорея несут ударения, а в речи левого берега число ударений в строке меняется: 2, 4, 3,2).

    Ритмическая гибкость, разнообразие синтаксического строения, выразительность лексики поддержаны игрой словом и своеобразной реализацией метафоры:

    Дни
    И ночи,
    Дни
    И ночи
    Бой
    С Днепром
    Ведёт
    Рабочий.
    И встают со дна реки
    Крутобокие быки.

    У быков бушует пена, —
    Но вода им по колено!

    Дав быкам эпитет «крутобокие», напоминающие об основном значении слова, о быках-животных (ср. встречавшийся в поэзии эпитет — круторогие быки), поэт как бы сочетает это значение слова с техническим — «мостовым», реализуя метафору «вода им по колено». Вот какие неожиданные, сложные формы приняла традиционная для детского фольклора игра словами.

    и с тем, что внёс в нашу поэзию Маяковский, — всё это служит здесь новой цели: приобщению детей к самым живым и волнующим событиям жизни народа.

    Опыт детской поэзии первых послереволюционных лет показал, что нельзя решить эту задачу примитивными художественными средствами: неизбежна риторика вместо подлинной эмоциональности, неизбежны сухость или вялость рассказа.

    Богатый и разнообразный стих был необходим Маршаку, чтобы передать детям эмоции, которые вызывал у него страстный и победный труд народа в годы первой пятилетки.

    Напряжение и величие труда пронизывают поэму. Правда, рядом с эмоциональным изображением работы машин менее впечатляющим, менее поэтичным кажется рассказ о соревновании. Человек, покоряющий Днепр, только назван, но не показан, в то время как машины и названы и показаны. Объясняется это, очевидно, тем, что поэт хотел дать обобщённый образ созидающего народа.

    — ведь вдохновенных, художественно значительных рассказов о том, как труд народа пересоздаёт страну, в детской поэзии тогда не было. Это надо помнить, думая через десятилетия о «Войне с Днепром».

    «Войны с Днепром» — стихов о героике труда — Маршак пишет острый политический памфлет.

    Разделы сайта: