• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Ивич Александр. Воспитание поколений.
    Маяковский — детям. Глава 6

    6

    В 20-х годах писали очень много стихов для детей о том, как делаются вещи. Это были большей частью описания производственного процесса — вялые, неэмоциональные. Стихотворная форма для подобных произведений была совершенно необязательной — в них не найти и следов поэтичности. Воспитательная их ценность была очень ограниченна. В стихах о том, как делают вещи, не было тех, кто их делает, — в лучшем случае о них мельком упоминалось, как, например, в одном стихотворении Е. Данько:

    Так бери же чашку смело,
    Пей из чашки сладкий чай,
    Да про тех, кто чашку сделал,
    Вспоминай!

    Между тем люди изображены в стихотворении бледно и вспоминаются не они, а то, как выразительно раскрыла ту же тему Е. Данько прозой, в превосходной книге «Китайский секрет».

    Отсутствие в «производственных» стихах героя-труженика, а значит, и напряжения труда, его радости делало стихи такими бестемпераментными, что они умирали, едва родившись.

    С. Маршак в 1923 году поставил в центре сюжетного стихотворения о пожаре самоотверженный, умелый труд пожарного и позже, в 1927 году, рассказал о работе почтальона. Это было важным для нашей детской поэзии новаторством. Но поэтический разговор о благородстве труда Маршак вёл ещё безотносительно к возможной в будущем деятельности читателей и к доступным им сейчас формам труда.

    Решительный и важный шаг вперёд сделал Маяковский: он не просто рассказывал о труде — он его пропагандировал. И не только труд в будущем, но сегодня — с самых первых шагов.

    Вспомним ещё раз:

    Этот
    чистит валенки,
    моет
    сам
    галоши.
    Он
    хотя и маленький,
    но вполне хороший.
    ……………………………….
    Сима тоже деловит:
    у него серьезный вид.
    Хоть ручонки и тонки,

    Работай, говорит Маяковский детям. И учись уважать тех, кто трудится для тебя:

    А няня работает —
    водит ребят.
    …………………………………………………….
    К няне
    надо
    хорошо относиться.

    И как не подивиться на японцев, которые не бегут от грозного вулкана: «Нельзя. Работать надо».

    Настойчиво, неустанно повторяет Маяковский детям, что ценность человека, маленького и большого, ценность народа определяется его трудом. И надо подражать тем, кто самоотверженно работает для других:

    Труд большой рабочему —
    простоять всю ночь ему.
    ………………………………………………..
    Кличет книжечка моя:
    — Дети,
    будьте как маяк!
    Всем,
    кто ночью плыть не могут,
    освещай огнём дорогу.

    И снова и снова о том же. Презирай Власа — лентяя и лоботряса, страшись его судьбы. Удивись, как много людей работало над твоим игрушечным конём. И подумай о будущей профессии, примеряйся к ней в игре.

    — ребячьем или взрослом. Даже по стихам о зоологическом саде шагает очень симпатичный верблюд:

    он в работе круглый год —
    он,
    верблюд,
    рабочий скот.

    В двух стихотворениях (кроме «Власа» — сатиры на бездельника) труд — основная тема. Оба — «Конь-огонь» и «Кем быть?» — произведения не только новаторские, важные для времени, когда были написаны. Они и сегодня превосходно работают.

    «Конь-огонь» резко отличается от «производственных» детских стихов 20-х годов. У Маяковского в центре стихотворения не самая вещь, а люди, которые её изготовляют. Интерес к рассказу повышается тем, что мастера делают не привычные предметы обихода, которым обычно посвящались «производственные» стихи, не чашку, стол или тетрадку, а вещь волшебную, почти живую и совершенно необходимую читателю: игрушечного коня. Труд не обезличен, у каждого работника и своё дело и своя реплика в стихотворении.

    Малышу очень хочется получить коня, но не меньше заинтересованы и мастера, рабочие, в том, чтобы его добротно сделать. Короткие деловые реплики рабочих доброжелательны, в них чувствуется охота к труду, готовность помочь малышу, в которой нет и следа снисходительности — напротив, сознание важности предпринятого дела.

    Чтобы сделать коня, нужен прежде всего картон. Мастер и малыш идут к писчебумажной фабрике.

    Рабочий спрашивать их стал:
    — Вам толстый
    или тонкий? —
    Спросил
    и вынес три листа
    отличнейшей картонки.
    — Кстати
    нате вам и клей.

    Собрали все припасы, но нужно будет ещё раскрасить лошадь, а то она выйдет «бедная, скучная и бледная».

    К художнику,
    удал и быстр,
    вбегает наш кавалерист.
    — Товарищ,
    вы не можете
    покрасить шерсть у лошади?
    — Могу. —
    И вышел лично
    с краскою различной.

    Потрудившись вместе, мастер, столяр, щетинщик, художник сделали мальчику коня.

    Что за лошадь,
    что за конь —
    горячей, чем огонь!
    ……………………………………………….
    На спину сплетённому —
    помогай Будённому!

    Маяковский сказал интервьюеру, что хочет показать в этом стихотворении «общественный характер труда». Показал он не только это — значительно больше: как увлекателен серьёзный, добротный труд, как охотно выполняют его люди, каждый свою работу и все вместе общую.

    В стихотворении «Конь-огонь» малыш ещё потребитель чужого труда. Радостно и дружно мастера работают для него. И читатель видит, как спорится труд, когда «вместе взялись все за дело».

    Но надо же и о своем труде подумать.

    У меня растут года —
    будет и семнадцать.
    Где работать мне тогда,
    Чем заниматься?

    «Кем быть?».

    «Будет и семнадцать» — не значит, что уже приближается этот рубеж между учением и работой. Нет, стихотворение написано для детей, ещё увлечённых игрой в трамвай и кондуктора, в доктора и больного. Маяковский воспроизводит обычную ребячью игру, но неприметно поворачивает её к первым размышлениям о выборе профессии уже всерьез.

    Тут снова Маяковский говорит про общественный характер труда. Но главное для него теперь не совместный труд — это основная тема стихотворения «Конь-огонь», здесь она побочная, — а радость всякого труда для общества. Поворот от игры к «правдашней» жизни найден на этот раз в том, что труд доставляет радость совершающему его, если он нужен другим, приносит пользу людям. Говоря категориями «взрослого» мышления, речь идет о сочетании личных интересов с общественными. Маяковский сумел эту идею перевести на язык ребячьих интересов, игр и размышлений.

    Кем бы ни представлял себя мальчик, от имени которого ведётся рассказ, — столяром, инженером, рабочим, врачом, шофёром, летчиком, — он не забывает о цели труда.

    Хороший дом,
    большущий дом
    на все четыре стороны,
    и заживут ребята в нём удобно и просторно, —

    мечтает будущий инженер-строитель.

    Только скажите,
    вам куда надо —
    без рельсы
    жителей
    доставлю на дом, —

    обещает будущий шофер.

    Все эти и подобные им строки даны без нажима, вплетены в рассказ естественно, непринуждённо, но с мягкой настойчивостью они повторяют всё ту же мысль: трудиться надо для других и это даст радость тебе.

    Каждая «примерка» мальчика к профессии сопровождается рефреном:

    Столяру хорошо,
    а инженеру —
    лучше,

    пусть меня научат.
    ………………………………
    Быть шофёром хорошо,
    а лётчиком —
    лучше,
    я бы в лётчики пошёл,
    пусть меня научат.

    Трудно выбрать. Буйно разыгрывается фантазия мальчика, его захватывает радость огромных возможностей, радость ощущения своей ещё не созревшей, но готовящейся к действию силы, радость стремления к борьбе и победе.

    Дух захватывает:


    сдавайся, буря скверная,
    открою
    полюс
    Южный,

    наверное.

    Ветер вьюжный надувает парус жизни торжественным маршем, предвещающим богатую судьбу, мечтой о победе над стихиями кончается игра, серьёзность и значительность которой скрыта за непосредственностью весёлого, задорного рассказа.

    Воспитательная идея стихотворений «Конь-огонь» и «Кем быть?» выражена не декларативно: ощущение радости труда возникает из рассказа о содержании труда.

    В стихотворении «Конь-огонь» поэт всё время приостанавливает развитие сюжета, чтобы сосредоточить внимание читателя на руках мастера, столяра, художника. Рельефность и темпераментность изображения простых рабочих процессов в стихотворении «Кем быть?» создают напряжение стиха, всё повышающееся к концу, — от билетика, который продаёт кондуктор трамвая, до стремления лётчика достигнуть звёзд и Луны, до убеждения матроса, что он «откроет полюс Южный, а Северный — наверное».

    Боевым призывом к труду начинается описание заводской работы:

    Вставай!
    Иди!
    Гудок зовёт,

    Разбивка и синтаксическое строение первых трёх строк диктует отрывочное произнесение с чёткими паузами. Это не только призыв — почти приказ. А последняя строка льётся плавно, словно широко раскрываются перед мальчиком ворота цеха.

    На заводе:

    Народа — уйма целая,
    Тысяча двести.
    — сделаем вместе.

    Двухударные строки (вторая и четвёртая), чередующиеся с трёхударными, не только передают взволнованность, вызванную зрелищем цеха, — они сильными ударениями и длительными паузами, которых требует здесь ритмическое строение («тысяча // двести», «сделаем // вместе»), выделяют самое важное: множество рабочих и общий их труд.

    Но вот изображается самый труд, его содержание. Теперь энергичные двухударные строки господствуют.

    Можем
    железо
    ножницами резать,

    тяжести тащим;
    молот паровой
    гнёт и рельсы травой.

    А как только приостанавливается описание работы, чтобы подвести итог увиденному, сделать вывод, ритм меняется, ударение переходит с первого на второй слог строки (резкость перехода несколько смягчена тем, что и последняя строка описания — «машинами правим» — начинается с неударного слога):


    нужна одинаково.
    Я гайки делаю,
    а ты
    для гайки

    Поэт возвращается к изображению работы, она становится всё напряжённее — и напряжённее ритм стиха. Всё меньше безударных слогов между ударениями.

    Болты,
    лезьте
    в дыры ровные,

    вместе
    сбей
    огромные.
    Там —

    здесь —
    гром.

    Работа кончена, снова меняется ритм: вместо двухударного дольника — четырёхстопный ямб.

    И вот
    вылазит паровоз,

    и нас
    и нёс
    и вёз.

    Короткие, отрывистые слова словно имитируют ритмичное пыхтение паровоза, набирающего скорость. Это «ритмоподражание» сопровождается звукоподражанием — аллитерацией, как бы воспроизводящей свист вырывающегося пара (вас — нас — нёс — вёз).

    Маяковский в стихах для детей не упрощал обычного для него ритмического рисунка (к классическим размерам приближаются лишь стихи для самых маленьких), и это совершенно оправдано тем, что ритмическая система Маяковского даёт возможность резче, чем в классическом стихе, выделять самые важные слова и строки, сосредоточить на них внимание маленького читателя. В то же время некоторые обычные для Маяковского способы разбивки строк (особенно разбивка слова на две строки), которые для взрослых имеют значение своего рода ритмико-смысловых фигур, детьми воспринимаются как игровые. Они близки к словесным упражнениям ребят, в которых выражаются и потребность в процессе усвоения родного языка играть звуками, слогами, и свойственные каждому ребёнку ритмические импульсы (скандирование).

    Разделы сайта: