• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Ивич Александр. Воспитание поколений.
    Маяковский — детям. Глава 4

    4

    Детских песен, пионерских маршей у нас и сейчас немного, а в 20-х годах их почти совсем не было. И в этой области Маяковский стал зачинателем. Он создал для пионеров три песни: «Майскую песенку», «Песню-молнию» и «Возьмём винтовки новые».

    Это песни-марши, задорные, бодрые, не просто детские, а по самой сути своей пионерские.

    Шагаем отрядом,
    и мы,
    и ты,
    и я.

    Тема отряда проходит во всех песнях. Зелёные листики, весна, «огонь на всём», «улица рада» — все приметы «Майской песенки» не просто радостный весенний пейзана. Это пейзаж весны жизни, юной силы, юной радости, рождённой отрядным братством и предчувствием бурной, богатой судьбы: «Красные флаги несём!»

    В «Песне-молнии», которую Маяковский написал для Первого Всесоюзного слета пионеров и читал участникам слета на стадионе «Динамо», мажорная тональность носит боевой характер, политическая тема звучит отчётливее, чем в «Майской песенке».

    Идею «Песни-молнии» выражает образ родины-семьи, на котором построено всё стихотворение.

    Сюда,
    миллионы братьев,
    сюда,
    миллион сестер!
    ……………………………………
    Веди

    к работе
    и к боям,
    моя
    большая мама —
    республика моя.

    Вперёд,
    отряды сжатые,
    по ленинской тропе!
    У нас

    товарищ ВКП.

    Но братство пионеров не замкнутое — оно интернационально, готово вобрать в себя всех детей мира:

    За море синеволное,
    за сто земель

    разлейся, песня-молния,
    про пионерский слет.
    Идите,
    слов не тратя,

    наш костёр!

    Третья песня — «Возьмём винтовки новые», в отличие от «Майской песенки» и «Песни-молнии», — однотемна. Поэты и прозаики, работавшие в детской литературе, только в 30-х годах ввели в круг воспитательных задач внутреннюю подготовку подростков к будущим суровым боям.

    А Маяковский уже в 1927 году писал:

    Когда
    война-метелица

    должны уметь мы целиться,
    уметь стрелять.

    Песня написана к «Неделе обороны СССР». В стихотворении отчётливо звучит романтическая нота:

    Бесшумною разведкою —

    за камнем
    и за веткою
    найдём врага.

    Тут и заманчивость подвига, и призыв к военной игре. Это ведь постоянный мотив извечных детских игр — от старинных пряток и «казаков-разбойников» до вошедших в обиход с гражданской войной игр в «красных и белых». Патриотическую тему защиты родины, подготовки к обороне Маяковский приближает к повседневным играм своих читателей, как почти пятнадцать лет спустя это делал Гайдар в «Тимуре».

    — быстром марше — есть элемент игры. Приведенные выше куплеты, в первых строках которых большое количество безударных слогов («бесшумною разведкою» — два ударения на восемь слогов), создают впечатление плавности, широкого свободного дыхания. Они перебиваются куплетами, как бы отбивающими шаг:

    Раз,
    два!
    Под —
    ряд!
    Ша —

    от —
    ряд!

    Разбивка слова на две строки воспроизводит в стихе обычное для детей игровое скандирование.

    Не случайно, разумеется, все три песни носят мажорный характер марша. Собранными, отчётливо и упруго шагающими в ногу с отрядом, в ногу с народом, готовыми и к радости, и к труду, и к борьбе — такими видел Маяковский советских детей, на этот путь звал их.